Статьи адвокатской практики

Вернуться

О ПРАВОМЕРНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОЙ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА ОБВИНЯЕМОГО НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, УЧАСТНИКОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБВИНЯЕМЫЙ

О ПРАВОМЕРНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОЙ КОНФИСКАЦИИ
ИМУЩЕСТВА ОБВИНЯЕМОГО НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, УЧАСТНИКОМ КОТОРОГО
ЯВЛЯЕТСЯ ОБВИНЯЕМЫЙ

В правоприменительной практике существует вопрос о правомерности в целях обеспечения возможной конфискации имущества обвиняемого наложения ареста на имущество акционерного общества, участником которого является обвиняемый, на том основании, что стоимость акций общества, принадлежащих участнику, обеспечивается имуществом данного юридического лица.


Так, в ходе расследования уголовного дела в отношении гражданина Ф., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК), в целях обеспечения возможной конфискации имущества обвиняемого был наложен арест в том числе на имущество ОАО "И", участником и директором которого являлся обвиняемый.


29 декабря 2009 г. Минским городским судом гражданин Ф. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 430 УК, и приговорен к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества (в том числе принадлежащего на праве собственности ОАО "И", директором которого являлся гражданин Ф.), с лишением права занимать должности в учреждениях, организациях, на предприятиях, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет.


Гражданин Ф. обжаловал приговор в кассационном порядке. 30 марта 2010 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь изменила приговор лишь в части определения судьбы вещественных доказательств, оставив в остальной части кассационную жалобу гражданина Ф. без удовлетворения, а приговор Минского городского суда от 29.12.2009 без изменения.


На приговор Минского городского суда от 29.12.2009, определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2010 гражданином Ф. была подана надзорная жалоба, которая в Верховном Суде Республики Беларусь была рассмотрена и удовлетворена не была. В качестве обоснования несостоятельности довода гражданина Ф. о том, что ОАО "И" не должно отвечать принадлежащим ему на праве собственности имуществом по обязательствам акционера - гражданина Ф., указывалось, что стоимость акций ОАО "И", которые принадлежали осужденному Ф., обеспечивается имуществом ОАО "И".


ОАО "И" обращалось в суд с исковым заявлением об освобождении его имущества от ареста (исключении из акта описи). 29 сентября 2010 г. районным судом г. Минска было вынесено решение об отказе в удовлетворении искового заявления ОАО "И" об освобождении имущества ОАО "И" от ареста, который был наложен на имущество ОАО "И" в рамках уголовного дела в отношении гражданина Ф. Районный суд г. Минска по делу об освобождении имущества ОАО "И" от ареста (исключении из акта описи) в мотивировочной части решения указал на то, что гражданин Ф., являясь директором ОАО "И", самостоятельно определял деятельность предприятия и судьбу имущества, распоряжался им, что было расценено судом как желание сохранить объекты недвижимого имущества и избежать предусмотренной законом конфискации имущества.


Решение районного суда г. Минска от 29.09.2010 было ОАО "И" обжаловано в кассационном порядке. Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 25.11.2010 кассационная жалоба ОАО "И" оставлена без удовлетворения, а решение районного суда г. Минска от 29.09.2010 без изменения.


На решение районного суда г. Минска от 29.09.2010, определение судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 25.11.2010 ОАО "И" подало надзорную жалобу, которая была рассмотрена и оставлена без удовлетворения. В качестве обоснования несостоятельности довода ОАО "И" о том, что ОАО не обязано отвечать своим имуществом по обязательствам акционера - гражданина Ф., указывалось, что стоимость акций ОАО "И", которые принадлежат акционеру на праве собственности, обеспечивается его (общества) имуществом.


Такого рода судебные постановления свидетельствуют об определенной сложившейся практике. Полагаем, что подобная практика, действия уполномоченных должностных лиц противоречат законодательству.


В соответствии с ч. 1 ст. 61 УК, п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.09.1999 N 8 "О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам" конфискации (принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства) подлежит движимое и недвижимое имущество, принадлежащее осужденному на праве собственности.


В ч. 1 ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) содержится положение, согласно которому в целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.


В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 28.04.2005 N П-129/2005 "О толковании части первой статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь" определено, что из смысла приведенных положений УПК вытекает, что арест как мера процессуального принуждения может налагаться на имущество юридических лиц лишь в том случае, если они несут по закону материальную ответственность за действия обвиняемого или подозреваемого.


В п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), ч. 2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" указано, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.


В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.


В ч. 1 ст. 3 УК закреплен принцип личной виновной ответственности, поэтому претерпевать негативные последствия своих действий должен осужденный, а не акционерное общество, участником которого является осужденный.


В рамках уголовно-правовых отношений (при конфискации имущества) могут быть конфискованы акции, принадлежащие гражданину на праве собственности, но не имущество акционерного общества. В данной ситуации при конфискации собственником акций общества становится Республика Беларусь (так как согласно ст. 61 УК конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного). Но даже в случае выхода Республики Беларусь из состава участников акционерного общества она не может автоматически претендовать на выплату стоимости части имущества акционерного общества.


В п. 2 ст. 64 ГК определено, что в случае выхода и исключения участника хозяйственного товарищества или общества из состава участников, кроме участника акционерного общества, ему выплачивается стоимость части имущества хозяйственного товарищества или общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительными документами, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю.


В разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.07.2007 N 03-29/1302 "О выходе акционера из акционерного общества" указано, что акционер не имеет права при выходе из состава участников акционерного общества требовать выдела части имущества акционерного общества, соответствующей доле акционера в уставном фонде акционерного общества, а также части прибыли, приходящейся на его долю.


Выход из акционерного общества акционера происходит в иной форме, нежели предъявление обязательственных требований непосредственно к обществу.


Единственно возможным способом выхода акционера из состава участников акционерного общества является передача права собственности на все принадлежащие ему акции. В частности, акционер может продать, подарить или завещать свои акции в установленном законодательством порядке. Покупателем акций может быть как само открытое акционерное общество, так и третьи лица.


Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 05.04.2007 N 20 была утверждена Инструкция о порядке учета, оценки и реализации арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства иным способом акций юридических лиц, учета, оценки и реализации конфискованных или обращенных в доход государства иным способом долей в уставных фондах хозяйственных обществ и учета арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства иным способом именных приватизационных чеков "Имущество" (далее - Инструкция). Согласно п. 2 Инструкции после наложения ареста на акции и конфискации или обращения в доход государства иным способом акций государственный орган, уполномоченный производить арест имущества, его конфискацию или обращение в доход государства иным способом, представляет в адрес Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь копии судебных постановлений об обращении взыскания на акции, о конфискации или обращении в доход государства иным способом акций, копии постановлений о наложении ареста на имущество, актов описи арестованного имущества и иные документы. В соответствии с п. 6 Инструкции продажа арестованных и конфискованных акций, конфискованных долей осуществляется по решению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. По решению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь конфискованные акции и доли могут передаваться в управление республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, с возможной реализацией их на основании предложений этих органов. В силу п. 7 Инструкции продажа арестованных и конфискованных акций открытых акционерных обществ осуществляется на торгах в торговой системе открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа". Продавцом арестованных и конфискованных акций открытых акционерных обществ на торгах в торговой системе биржи выступает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. Согласно п. 16 Инструкции арестованные и конфискованные акции закрытых акционерных обществ, конфискованные доли предлагаются для продажи третьим лицам только после отказа от их приобретения лиц, имеющих в соответствии с законодательством преимущественное право на приобретение этих акций, долей, а также после отказа самих закрытых акционерных обществ, хозяйственных обществ от приобретения таких акций, долей.


Ввиду вышеизложенного имущество акционерного общества, принадлежащее ему на праве собственности, не может быть конфисковано при реализации наказания в отношении участника акционерного общества, соответственно наложение ареста на имущество организации в целях обеспечения возможной конфискации имущества обвиняемого - участника общества незаконно.



Поиск адвоката

Перед поиском адвоката

Информация о том: как качественно составить соглашение, как и куда можно пожаловаться, как обезопасить себя и своих близких: