Блоги

Вернуться

Перепланировка и переоборудование жилых помещений: тенденции судебного порядка легализации

Перепланировка и переоборудование жилых помещений: тенденции судебного порядка легализации


Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. На практике изменение конфигурации жилого помещения (перепланировка) может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.


Это позволяет ограничить перепланировку от переоборудования жилого помещения, которое представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ), и включающего, как правило, установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.


Такое же различие между перепланировкой и переоборудованием изложено п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Тем не менее, правовые последствия перепланировки и переоборудования, их правовой режим, существенно не отличается.


Если вы только имеете намерение осуществить перепланировку или переоборудование вашего жилого помещения, вам потребуется подготовить проект, оформление которого целесообразно поручить специализированной организации, в котором наряду с вашими пожеланиями будут учтены установленные требования градостроительных и строительных норм и правил, а также санитарных и противопожарных нормативов. Это требуется для того, чтобы осуществляемые изменения не причиняли угрозу не только вашим интересам, но также были безопасны и для ваших соседей. Необходимо помнить, что в результате перепланировки (переоборудования) легко нарушить предъявляемые к жилому помещению требования, что может повлечь за собой угрозу признания его непригодным для проживания. А устранение соответствующих недостатков, например, при отступлении от проекта, будет возложено на собственника или нанимателя. Причем согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, если произведенная самовольно (в том числе с отступлением от проекта) перепланировка (переоборудование) не будет устранена путем приведения жилого помещения в прежнее состояние, суд по требованию органа власти вправе вынести решение о продаже жилого помещения с публичных торгов в отношении собственника либо о расторжении договора социального найма в отношении нанимателя. Хотя следует отметить, что судебных решений о выселении собственников и продаже их жилых помещений с публичных торгов нам не известно. Однако практика расторжения по указанным основаниям договоров социального найма существует, хотя она и не столь широко распространена.


Кроме подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта вам потребуется предоставить заявление по установленной форме (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266), правоустанавливающие документы на жилое помещение (договора купли-продажи, дарения, мены, приватизации, долевого участия в строительстве, социального найма, свидетельства о праве на наследство и др.), технический паспорт жилого помещения, а также согласие всех совершеннолетних членов семьи собственника или нанимателя. Кроме того вам потребуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Непредставление указанных документов либо одного из них является законным основанием для отказа в выдаче разрешения на перепланировку (переоборудование). Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.


Однако самым распространенным основанием отказа в выдаче разрешительной документации является на практике несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Этому вопросу мы уделим внимание чуть ниже.


Очень часто граждане допускают перепланировку (переоборудование) жилым помещений без получения соответствующих разрешений. Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.


Таким образом, самовольно выполненная перепланировка (переоборудование) может быть узаконена путем обращения заинтересованного лица в суд. Очень часто такое обращение сопряжено с признанием права собственности на самовольно перепланированное (переоборудованное) жилое помещение в порядке приватизации или наследования, однако данные случае самостоятельного значения не имеют.


Важно в данном случае иное. Если следовать буквальному тексту ст. 29 ЖК РФ, то собственник или наниматель имеют право непосредственно обратиться в суд с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном (переоборудованном) состоянии. Однако практика диктует свои условия, не совсем отвечающие требованиям закона, на наш взгляд.


Суды все чаще требуют соблюдение так называемого досудебного порядка защиты права, отказывая в принятии исковых заявлений, если граждане до момента обращения в суд не заявляли в муниципальные органы о выдаче разрешительной документации на самовольную перепланировку (переоборудование) и акта приемочной комиссии. Такие требования суда выглядят не в полной мере адекватными, поскольку закон не содержит норм, позволяющих оформление выдачу приемочного акта без разрешительной документации, а выдача последней невозможна после самовольно проведенных работ по перепланировке (переоборудованию).


Кроме того, в настоящее время большинство судов в России наряду с необходимостью соблюдения упомянутого досудебного порядка требуют обращения с заявлением о признании следующих за таким обращением отказов в выдаче разрешительной документации незаконными, что лишено всякого юридического смысла, поскольку выдача разрешения не предусмотрена законом после выполнения перепланировки (переоборудования). То есть формально, отказ муниципального органа будет носить законный характер, что создает препятствия гражданам в приведении документов на жилое помещение в соответствии с фактическим их состоянием.


Проблема такого рода решается путем одновременного заявления в суд требований о признании отказа незаконным и о сохранении жилого помещения в перепланированном (переоборудованном) состоянии. И вот именно в этом случае существенное значение имеет соответствие выполненных изменений требованиям законодательства. Для подтверждения этого, вам потребуется подготовить и предоставить в суд заключения органов санитарного и противопожарного надзора, а также заключение о технической безопасности перепланировки (переоборудования). Нужно отметить, что в ряде регионов муниципальные органы одним из оснований отказа в выдаче разрешительной документации указывают на то, что выполненные фактически работы по перепланировке являются реконструкцией, поскольку затрагивают общее имущество собственников многоквартирного жилого дома вследствие переноса или демонтажа ограждающих конструкций, межкомнатных стен и дверных проемов, либо при присоединении балконов и лоджий к жилым помещениям. Особенно интенсивно такая практика проявляет себя в отношении панельных домов. Однако правовые последствия реконструкции объектов жилого фонда существенно серьезнее, требуют получения согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, что может существенно повлиять на ваши права и интересы. Рекомендую не забывать о том, что действующий закон не определяет в качестве общего имущества несущие конструкции, расположенные внутри квартиры. Соответственно доводы муниципальных органов в приведенном случае не будет законными.


Не знаю, почему суды не любят рассматриваемой категории дел, однако в рекомендациях и обобщениях судебной практики постоянно обращается внимание на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц членов семьи собственника или нанимателя, несмотря на то, что суду для целей выполнения требований ст. 26 ЖК РФ достаточно предоставить нотариально оформленные согласия этих лиц на перепланировку (переоборудование).


Требования о досудебном порядке суды мотивируют тем, что результатом предоставления муниципальной услуги в рассматриваемом случае является выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; выдача решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. А установленное законодателем правовое регулирование исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений административного органа по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Эта практика основана на позиции Верховного суда РФ, который еще в Обзоре судебной практики за II квартал 2006 года, указал, что имеются два пути судебного решения вопроса о сохранении самовольной перепланировки. Один - это рассмотрение в порядке дел, возникающих из публичных правоотношений, другой - рассмотрение иска органа, осуществляющего согласование о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде).


Долгое время суды не воспринимали эту позицию буквально. Сегодня же, кроме требования соблюдения досудебного порядка суды все чаще допускают возможным обращение с требованиями о сохранении жилого помещения в перепланированном (переоборудованном) состоянии после того, как муниципальный орган обратится с требованием о продаже жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении договора социального найма. А сформировавшаяся практика показывает нам, что такие требования муниципальные органы заявляют в суд по истечении срока, предоставленному собственнику или нанимателю для приведения жилого помещения в первоначальное состояние, указываемому в отказах в выдаче разрешительной документации и существенно превышающих трехмесячный срок обжалования этого самого отказа. В итоге, интересы граждан остаются без защиты, что вынуждает их подчиниться требованиям власти и привести жилое помещение в первоначальное положение.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Поиск адвоката

Перед поиском адвоката

Информация о том: как качественно составить соглашение, как и куда можно пожаловаться, как обезопасить себя и своих близких: